Чтобы научится читать, учим сначала буквы, обозначающие гласные звуки.
Замечательное стихотворение Генриха Сапгира "Про медведя" отлично помогает выучить гласные. Особенно, если педагогу помогает перчаточная кукла Медведь, и кукла поднимает карточку с называемой буквой или просит ребёнка показать букву на плакате. И домой дети получали отпечатанный стишок на раскраске с медведем. Стишок легко учили наизусть

Мой приятель Медведь
не умел читать
а умел рычать
и умел реветь.
Раз пришло к нему письмо
непонятно от кого.
Он сказал в восторге: О-о-о!
Встретил Кролика в траве
встал и чешет в голове,
что сказать не знает: Э-э-э...
А увидел он Москву,
город мой, где я живу,
в удивленьи рявкнул: У-у-у!
Колыбельную сынишке
пел он нежно: А-а-а!
Ну и голос был у Мишки —
просто медная труба.
Он ревел не хуже ветра,
все медведи таковы.
В чаще за три километра
из берлоги слышно: Ы-ы-ы!
Я сказал: «Хотя бы лапой
нам письмо ты нацарапай».
— О, Э, Ы, У, А —
вот и все его слова.
В строчке про Москву можно попробовать вставить название вашего города, если получится в рифму.
Мы пробовали учить так:
А увидел он страну и город мой, где я живу...
Полезно нарисовать и мнемотаблицу с ситуацией, в которую попадает медведь, произнося каждый гласный звук.
не умел читать
а умел рычать
и умел реветь.
Раз пришло к нему письмо
непонятно от кого.
Он сказал в восторге: О-о-о!
Встретил Кролика в траве
встал и чешет в голове,
что сказать не знает: Э-э-э...
А увидел он Москву,
город мой, где я живу,
в удивленьи рявкнул: У-у-у!
Колыбельную сынишке
пел он нежно: А-а-а!
Ну и голос был у Мишки —
просто медная труба.
Он ревел не хуже ветра,
все медведи таковы.
В чаще за три километра
из берлоги слышно: Ы-ы-ы!
Я сказал: «Хотя бы лапой
нам письмо ты нацарапай».
— О, Э, Ы, У, А —
вот и все его слова.
В строчке про Москву можно попробовать вставить название вашего города, если получится в рифму.
Мы пробовали учить так:
А увидел он страну и город мой, где я живу...
Полезно нарисовать и мнемотаблицу с ситуацией, в которую попадает медведь, произнося каждый гласный звук.
Лучшие стихи для изучения гласных
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке ребенка баюкать,
Но не желают скрипеть и ворчать.
Хороший вариант:
Гласные тянутся песенкой звонкой: и-и-и,
Могут заплакать и застонать: о-о-о--у-у-у,
Могут качать в колыбели Аленку: а-а-а,
Могут, как эхо, в лесу закричать: ау-ау-ау.
Могут лететь высоко в синеву: и-а-у.
Воздух свободно идет через рот
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовет.
Звук получается гласный
А- пошире рот открой,
не ленись и громче пой
У- надул капризно губки,
их он вытянул, как трубки
О –округлив большие губы,
«о» приоткрыл немного зубы,
язык поглубже оттянул,
спинку выгнул- о-о-о –вздохнул
Ы–хоть гласный, но тихоня,
всё зевает он спросони
ы-ы-ы- поспать ещё часок
или может выпить сок?
Э- вот в задумчивом сомненье
«э» высказывает мненье:
э-э-э- не знаю, что сказать,
может лучше помолчать.
И- улыбка, весельчак
он смеётся звонка так
на широком язычке
скачет звук, как на седле.
Все: -Нет для них нигде преграды,
Петь мы эти звуки рады.
А
А как лесенка стоит, начинает алфавит.
А – начало алфавита,
Тем она и знаменита,
А узнать ее легко,
Ноги ставит широко.
О
О
О как обруч, захочу – по дороге покачу.
Загляни-ка в колесо
И увидишь букву О.
У
У – сучок, в любом лесу ты увидишь букву У.
Буква У напоминает ушки
У зайчонка на макушке,
У улитки рожки тоже
Так на букву У похожи.
Е
В слове ель
мы Е услышим,
Букву Е мы так напишем:
Ствол и у ствола три ветки
Букву Е запоминаем детки.
Стихи короткие, ребенку легко выучить их. И
каждое стихотворение становится мнемонической зацепкой, т. к.
напоминает как написана буква, как расположена в пространстве, чем
отличается от похожих на нее.
Нам букву А, она не отдаёт,
Акула, эта буква для нас важна,
Буква А нам всем нужна.
Буква У напоминает ушки
У зайчонка на макушке,
У улитки рожки тоже
Так на букву У похожи.
Е
В слове ель
мы Е услышим,
Букву Е мы так напишем:
Ствол и у ствола три ветки
Букву Е запоминаем детки.
Ё
Е и Ё – родные сестры,
Различать сестер непросто.
Но у буквы Ё две точки,
Словно к лесенке гвоздочки.
Ы
Ы какая-то толстушка,
Твой животик как подушка,
Чтобы легче ей ходить,
Палочку пришлось добыть.
Э
Это Э – с открытым ртом
И большущим языком
Э-ге-гей! – крикун кричит, изо рта язык торчит.
Ю Чтобы О не укатилась, Крепко к столбику прибью, Ой, смотри – ка, что случилось: Получилась буква Ю. Я Куча яблок на прилавке И заметил я друзья, Если б яблоку две лапки Сразу б вышла буква Я.
Всем известно, буква Я самая хвастливая.
Сравните, ниже приведенный стишок про ту же А не подходит для детей с трудностями запоминания букв:
Акула по морю плывёт,Нам букву А, она не отдаёт,
Акула, эта буква для нас важна,
Буква А нам всем нужна.
К стихам есть иллюстрации и первое время они всегда вывешены в классной комнате.
Упражнение "Узнайте звук,
который я произнесла без голоса". (дети должны узнать звук из ряда звуков по беззвучной артикуляции и произнести его Игра "Слушай внимательно" - надо повторить звуковую цепочку.
Пример загадок о звуках: -Шире всех открывает рот звук… -Губы трубочкой вытягивает звук…. -На вытянутый кружок губы похожи у звука…. -Самая широкая улыбка у звука… -Приоткрывает рот и приподнимает язык звук…. -Приоткрывает рот и оттягивает язык назад звук… Игра "День и ночь" Перед детьми карточки с буквами, обозначающими гласные звуки. "Ночь"- все закрывают глаза, а водящий убирает одну из карточек. "День"- игроки открывают глаза и называют, пропавший звук. Игра "Найди букву"- ребятам раздаются листки с напечатанными или написанными буквами, или крупно набранными текстами. Задача- вычеркнуть( наколоть зубочисткой, отметить маркером) заданную букву. |
В комнате стоял страшный шум. Все буквы вылезали из азбуки и громко спорили: почему это А самая первая буква алфавита?
- Долой самозванку А! – кричали гласные буквы. – Да здравствует «Абракадабра» (т.е. неразбериха).
-
Что же это делается, а ? – шипели шипящие. – Букву, с которой
начинаются ангина и акула, ставить во главе азбуки! Ничего себе
ш-штучки.
- Все правильно, - молча думали
согласные буквы, - ведь недаром самые вкусные вещи – арбуз, апельсин,
абрикос, ананас – начинаются на А.
Но громче всех кричала буква Я.
- Я не понимаю, почему все же первая А не Я?!
_ А потому, - сказала молчавшая до сих пор А, - что самое первое слово малыша начинается на А.
- Это какое же такое слово? – не унималась Я.
-Агу,
- сказала А, - и, кроме того, я похожа на адмирала, стоящего на
капитанском мостике. А всем известно, что адмирал должен быть всегда
впереди!
(Г. Юдин)
Могут быть полезными ссылки: | |
стихотворение Нади Хилтон стихи о гласных в аудио версии поём гласные Иногда родители часто путаются сами и путают детей, что петь можно и согласные. Наример: песенка змеи- ш-ш-ш-ш, песенка комара- з-з-з-з, песенка жука- ж-ж-ж-ж. Только гласные поются, потому что при произношении гласных нет препятствий в артикуляционном аппарате. Гласные - голосят, т. е. любой гласный мы можем спеть по нотам, например только со звукам "А" попробуйте спеть "В траве сидел кузнечик". Согласные же звуки тянутся, но не поются. А жук жужжит, змея шипит, комар звенит и т. д. И понятия эти используются логопедами при автоматизации звуков в изолированном произношении. Когда учим детей различать звуки гласные от согласных, мягкие от твердых, и звонкие от глухих, то в обязательно отмечаем, что гласные поются, а согласные или тянутся, или произносятся отрывисто. Употребляя понятия "песенка жука, комара, змеи" , мы вводим детей в заблуждение, и они потом долго не могут отличить гласные от согласных. лучшая коллекция стихов, загадок и сказок про буквы | |
карточки с гласными и согласными плакаты: |
Полезные конспекты занятий:
конспект НОД "Путешествие в замок гласных"
Игровая методика изучения гласных за 5 уроков - моя попытка в группе не увенчалась
успехом - детям было скучно и здесь об этой же методике
Задания и упражнения:
![]() |
Отделите волной гласные от согласных! |
Предложите ребенку рассмотреть картинку с изображением «поляны из букв». Попросите ребенка помочь бабочке и сесть только на цветы с гласными, затем соединить бабочку и нужные цветы.
![]() |
См. др. задания "Гласные и согласные" |
![]() |
раскрась по буквам: А- коричневый, О- жёлтый, У- красный |
Самая простая игра- бродилка с наклеенными на любую картинку или плакат жетонами с гласными. Бросаем игральный кубик, двигаемся на выпавшее число ходов вперёд, останавливаемся, называем букву и т.д. Можно использовать, например, этот поезд, пронумеровав вагоны, и добираться от хвоста поезда к машинисту:
флэш игра "Парные картинки"( "Мэмори")
Азбука - суперраскраска :
"Учим буквы" с наклейками можно использовать как лото:
Уроки логопеда. Учим буквы:
Школа семи гномов.Уроки грамоты.Для детей от 3 до 4 лет:
Звуки и буквы:
Уроки грамоты для дошкольников 5+:
Учим буквы, играя:
Фонетические сказки. Сказка о звуке «А»
-Жил-был звук А. Он любил петь, широко открывая рот: «А__». Иногда звук А пел очень тихо: « А, А, А». Иногда – очень громко: «А, А, А». Когда звуку А было грустно, то пел он тихую-тихую, протяжную-протяжную песню: -А__А__А__А__А__А__А__. Бывали времена, когда звук А играл на барабане: ААаааААааа. А еще звук А пел детям колыбельные песни. Голос его тогда звучал то выше, то ниже и очень-очень плавно. Всем вокруг нравился звук А за то, что широко открывал рот и пел на разные голоса.Придумайте свою сказку о любом звуке!
Динамическая пауза Игра «Буква волнуется…» под музыку
Буква волнуется — раз,
Буква волнуется — два,
Буква волнуется — три,
На месте буква ( «О») — замри!
Игра «Путаница»
Отбор слов с заданным звуком в заданной позиции.
- Найдите цветы, в названии которых звук [а] был бы в начале, слова. (Астра.)
- Звук [а] был бы на втором месте. (Мак.)
- Найдите цветы, в названии которых звук [о] был бы на втором месте. (Розы.)
- Картинку с изображением животного, в названии которого звук [о] находится на втором месте. (Кот.)
- Найдите картинку с изображением домашней птицы, в названии которой звук [у] был бы в начале слова. (Утка.)
- Звук [у] был бы на втором месте. (Гусь.)
- Картинку с изображением дерева, в названии которого звук [у] на втором месте. (Дуб.)
- Картинку с изображением насекомого, в названии которого звук [у] на втором месте. (Жук.)
- Картинку с изображением домашней птицы, в названии которой звук [и] на первом месте. (Индюк.)
- Найдите картинку с изображением цветов, в названии которых звук [и] был бы в начале слова. (Ирис.)
Изображения: астра, мак, ирисы, розы, кот, утка, гусь, дуб, жук, индюк, елка, кактус, утка
Сказка про гласные и согласные
ЖИЛИ-БЫЛИ ВЕСЕЛЫЕ ЗВУКИ. ОНИ УМЕЛИ ПЕТЬ ПЕСНИ. ИХ ЗВАЛИ А, О, У, И, Э, Ы. А ВСЕХ ВМЕСТЕ ИХ НАЗЫВАЛИ «Г Л А С Н Ы Е З В У К И». У ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ БЫЛИ ЗВОНКИЕ ГОЛОСА, ОНИ ПЕЛИ, КАК ПТИЦЫ. ОДНАЖДЫ ОНИ ТАК ВЕСЕЛО ПЕЛИ, ЧТО И ДРУГИМ ЗВУКАМ ЗАХОТЕЛОСЬ ПЕТЬ.
«ПППППП», - ЗАПЫХТЕЛ ЗВУК П. ПЫХТЕЛ-ПЫХТЕЛ, А СПЕТЬ ПЕСЕНКУ НЕ СМОГ. ЗАПЛАКАЛ ОН, ЗАГОРЕВАЛ: «ОХ, КАКОЙ Я НЕПЕВУЧИЙ, У МЕНЯ НЕТ ГОЛОСА, Я НЕ МОГУ ПЕТЬ!»
«ТТТТТТТТ», - ЗАТУКАЛ ЗВУК Т.
ТУКАЛ-ТУКАЛ, А СПЕТЬ ПЕСЕНКУ ТОЖЕ НЕ СМОГ. ЗАПЛАКАЛ, ЗАГОРЕВАЛ ОН ТОЖЕ:
«ОХ, КАКОЙ Я НЕПЕВУЧИЙ, У МЕНЯ ТОЖЕ НЕТ ГОЛОСА, МЕНЯ ПОЧТИ НИКТО НЕ
СЛЫШИТ!»
«КККККККК», - ЗАКРЯХТЕЛ ЗВУК К. КРЯХТЕЛ-КРЯХТЕЛ, А СПЕТЬ ПЕСЕНКУ НЕ СМОГ. ЗАПЛАКАЛ ОН, ЗАГОРЕВАЛ, ВЕДЬ ЕМУ ТОЖЕ ОЧЕНЬ ХОТЕЛОСЬ ПЕТЬ.
- НЕ ПЕЧАЛЬТЕСЬ, НЕПЕВУЧИЕ ЗВУКИ, - СКАЗАЛ ГОЛОСИСТЫЙ ЗВУК А. МЫ, ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ, МОЖЕМ ВАМ ПОМОЧЬ, ТОЛЬКО ВЫ ВСЕГДА ДОЛЖНЫ СТОЯТЬ РЯДОМ С НАМИ. СОГЛАСНЫ?
- СОГЛАСНЫ, СОГЛАСНЫ! – ЗАКРИЧАЛИ НЕПЕВУЧИЕ ЗВУКИ.
- ВОТ И ХОРОШО, ЗА ЭТО МЫ БУДЕМ ВАС ВСЕХ НАЗЫВАТЬ
«С О Г Л А С Н Ы Е З В У К И», - СКАЗАЛИ ГЛАСНЫЕ.
И СТАЛИ С ТЕХ ПОР КРЕПКО ДРУЖИТЬ ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. ВСТАНУТ РЯДОМ И ПОЮТ ЛЮБУЮ ПЕСЕНКУ.
Комментариев нет :
Отправить комментарий